Электронная народная библиотека :: -> Чтение Книги <-
 
  Главная  Рейтинг книг  Все Авторы  Психология  Романы  Тесты  Контакты Перейти  

Книга № 2655

    Глюка (1936) и "Элементы" на муз. И. С. Баха (1937, оба - "Балле рюс де
    Монте-Карло", Лондон), "Золотой петушок" на муз. Рим-ского-Корсакова
    (балетная версия; 1937), "Золушка" на муз. Ф. д'Эрланже (1938),
    "Паганини" на муз. Рахманинова (1939, все "Ори-жиналь балле рюс",
    Лондон), "Синяя борода" на муз. Ж. Оффен-баха (1941, Дворец изящных
    искусств, Мехико), "Русский солдат" на муз. С. С. Прокофьева (1942, Т-р
    оперы, Бостон); танцы в операх - "Тангейзер" ("Грот Венеры") Р. Вагнера
    (1910), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Юдифь" А. Н. Серова (1912),
    "Искатели жемчуга" Ж. Бизе (1912), "Руслан и Людмила" Глинки (1917; все
    Мариинский т-р) и др.
     Ф. - автор мемуаров и статей о балете.
     Среди экранизаций постановок Ф.: "Шопениана" (в кино - 1958,
    Ленинград; на ТВ - 1977, Москва), танцы из оперы "Руслан и Людмила" и
    "Половецкие пляски" в телефильме-концерте
     "Страницы русского балета" (1983), "Карнавал" (1986), "Египетские
    ночи" (пост. К. М. Сергеева по мотивам хореографии Ф., 1988; все -
    "Лентелефильм"), "Видение розы" в телефильме-концерте "Приглашение к
    танцу" (1980, Москва).
     Соч.: Умирающий лебедь. Л., 1961; Против течения. Воспоминания
    балетмейстера. Статьи, письма, 2 изд.. Л.. 1981.
     Лит.: Светлов В., Совр. балет, СПб., 1911; Левинсон А., Старый и
    новый балет. П., 1917; Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Борисоглебский М.
    (сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л., 1939; Стравинский
    И., Хроника моей жизни, Л., 1963; его же, Диалоги. Воспоминания.
    Размышления. Комментарии, пер. с англ.. Л., 1971; Добровольская Г. Н.
    (сост.), "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, Л., 1963; К p а с
    о в -екая В. М., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.]
     1. Хореографы, Л., 1971; Карсавина Т. П.. Театральная улица, пер. с
    англ.. Л.. 1971;
     Б e н у а А., Мои воспоминания, 2 изд., т. 12. кн. 1-5 M-, 1990;
    Григорьев С. Л-, Балет Дягилева. 1909-1929, пер. с англ., М., 1993;
    Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935; В e n o i s A.,
    Reminiscences of the Russian ballet. L.. 1941 ; Ci r i g o r i e v S..
    The Diaghilev ballet. 1909-1929, L.. 1953;
     P o s n e r S., Petrouchka. The story of the ballet, 2 ed., l,..
    1949; H o r w i t z D.. L.. Michel Fo-kine, Boston, 1985.
     Г. Н. Добровольская.
     ФОКИНА (урожд. Антонова) Вера Петровна [3(15).8.1886, Петербург -
    29.7.1958, Нью-Йорк], артистка, педагог. С 1905 жена и сподвижница М. М.
    Фокина. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличев-ская) в
    1904-18 в Мариинском т-ре. Дебютировала партией Пепиты ("Путешествующая
    танцовщица"). В академич. репертуаре исполнила партии и танцы:
     Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), панадерос и сарацинский танец
    ("Раймонда"), чардаш ("Конёк-Горбунок"). Характерная танцовщица, в
    балетах Фокина расширила диапазон своего амплуа, исполняя партии,
    решённые свободной пластикой, танц.-пантомимные и даже классические.
    Первая исполнительница партий:
     Кьярина ("Карнавал"), Ненаглядная Краса ("Жар-птица", обе 1910),
    Персидская княжна ("Стенька Разин", 1915), Солистка ("Арагонская хота",
    1916), Маркиза ("Сон маркизы", 1921), конц. номеров: "Царевна Авриза",
    "Из переживаний Польши", "Осенняя песня", "Громовая птица",
    "Птица-феникс", Вакханка ("Вакханалия"), лезгинка (опера "Руслан и
    Людмила") - все в пост. Фокина. Др. партии: Актея ("Эв-ника"), Береника
    ("Египетские ночи'), Зобеида ("Шехеразада"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"),
    Жена царя ("Исламей"), Коломбина ("Карнавал"). Сильфида ("Шопениана"),
    Девушка ("Видение розы"), конц. номер "Умирающий лебедь". Участвовала в
    спектаклях Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева в 1909-12 и
    1914. В 1918 вместе с мужем уехала на гастроли в Швецию. С 1921 жила в
    США. С 1923 преподавала в студии Фокиных в Нью-Йорке.
     Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи,
    письма, 2 изд.. Л., 19S1. Г. Н. Добровольская.
     ФОМИНЫХ Любовь Николаевна
     (р. 20.8.1952, г. Курган), артистка. Засл. арт. РСФСР (1977). По
    окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) в 1970-80 в
    Пермском т-ре. Балерина тонкого лирич. дарования, обладающая виртуозной
    техникой и безупречным вкусом. Партии:
     Сванильда, Гаянэ, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Жизель, Китри:
     Лиза ("Три карты"), Смеральдина ("Слуга двух господ"), Эвридика
    ("Орфей и Эвридика"). В 1980-81 в Одесском т-ре. С 1982 живёт в
    Болгарии, прима-балерина Нац. оперы в Софии. Преподаёт в Софийской
    балетной школе. 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета в Москве (1976).
     С. Н. Коробков.
     ФОРЕГГЕР (наст. фам. Фореггер фон Грейфентурн) Николай Михайлович
    [6(18).4.1892, Киев - 8.6.1939, Москва], режиссёр, балетмейстер,
    художник. По образованию юрист (окончил Киевский ун-т им. Св.
    Владимира). В 1916-18 работал в Москве в Камерном т-ре, "Кривом
    зеркале", в Воронеже - в Свободном т-ре. В 1918 открыл т-р "Четырёх
    масок", преподавал и ставил спектакли в разл. моек. т-рах и студиях. В
    1920 в Москве организовал
     Мастфор (Мастерская Форегге-ра), где через опыты стилизации и пародии
    пришёл к совр. комедии масок. Широко использовал в спектаклях стилистику
    мюзик-холла и "монтаж аттракционов" ("Хорошее отношение к лошадям",
    1922). Параллельно с биомеханикой В. Э. Мейерхольда разрабатывал систему
    тефизтренажа (театр.-физич. тренировка) и подобно его "Театральному
    Октябрю" выдвинул идею "Танцевального Октября", пластич. формулой к-рого
    стали "Танцы машин" (1922) - имитация действий производственных
    механизмов как символ социально полезного труда. Ставил на сцене
    Мастфора танцы в стиле "классика-буфф" ("Чёрный лебедь" на муз. К.
    Сен-Санса, "Безумие Жизели", гавот-чечётка), "Будбег" (героич. эпизод
    гражд. войны), эксцентрические, спортивные и традин. танцы для эстрады.
    В 1924, после пожара Мастфора, продолжил хореогр. опыты в Ленинграде
    ("Америка с Лиговки", "Прогулка, страсть, смерть", цикл "Исторических
    танцев"). Приёмы и стиль постановок Ф. воспринял т-р "Синей блузы", а
    также режиссёры т-ров малых форм, балетмейстеры эстрады. В 1929-34 Ф.
    работал в Т-ре им. Лысенко (до 1931 гл. реж. и гл. балетм.), где впервые
    пост. балет "Футболист" В. А. Оранского (1930), подведя итоги собств.
    экспериментам в области "Танцевального Октября". Пост. 9 оперных
    спектаклей, а также "Половецкие пляски" (1929), "Арагонскую хоту" на
    муз. М. И. Глинки, "Пляску смерти" на муз. Сен-Сан-са,
    экспрессионистский плакат, выступил как режиссёр в балетах "Ференджи" Б.
    К. Яновского (1930) и "Дон Кихоте" Л. Ф. Мин-куса (1932). В 1934-37
    работал в Киеве как реж. и балетм. т-ра, затем цирка и эстрады. В
    1937-38 гл. реж. Ногинского драм. т-ра, в 1938-39 гл. реж. Куйбышевского
    т-ра.
     Соч.: Опыт по поводу иск-ва танца. Ритм и культура танца. Л-, 1926.
     Лит. : ШереметьевскаяН.,Н. Фо-реггер - постановщик танцев, "Т", 1972,
    № 5; ее же. Танец на эстраде, М., 1985; Ч e п а-л о в А., Фореггср в
    музыкальном т-ре, в сб.:
     Вопросы т-ра. М.. 1983; его же. "Черный лебедь" Н. Фореггера, "СБ".
    1984. № 3; e r o же, О Фореггере и не только о нем..., "МЖ", 1988, № 8;
    Gordon M., Foregger and the Dance of Machines, "The drama review". 1975.
    march. А. И. Чепи.юв
     ФРАНГОПУЛО Мария-Мариэтта Харлампиевна [8(21).8.1901, Ейск -
    25.4.1979, Ленинград], артистка, педагог, балетовед. Засл. работник
    культуры Чуваш. АССР (1966). По окончании ЛХУ (педагог Л. С. Леонтьев) в
    1919-47 в Т-ре им. Кирова. С 1940 преподаватель истории балета в ЛХУ, в
    1957-79 зав. музеем ЛХУ, в создании к-рого принимала активное участие.
    Автор работ по проблемам совр. балетного т-ра, портретов мастеров
    хореографии.
     Соч.: Л. С. Леонтьев, Л., 1939; А. Я. Ваганова, Л., 1948; Н. А.
    Анисимова, Л., 1951;
     Сов. балет. Л., 1960; Хореограф, уч-ще, "Нева", 1960, № 8;
    Выразительные средства балетного иск-ва. Л.. 1964: 100 балетных
    либретто. М.-Л., 1966 (совм. с Л. А. Энтелисом); Годы мира. годы войны,
    в сб.: К. Сергеев, М., 1978;
     Пермские сезоны, "СБ", 1985, № 4; Leningrader Ballett, В., 1969.
     Лит.: Михайлов М., Шестьдесят лет жизни в балете: "Т", 1978, № 10; Ч
    e p н я в-ская !.. Музей на улице зодчего Росси. "СБ", 1987. № 6. И. R.
    Ступникоа "ФРАНЧЕСКА ДА РЙМИНИ", балеты но драм. эпизоду Пятой песни
    "Ада" из "Божественной комедии" Данте. 1) На муз. одноим. симф. фантазии
    П. И. Чайковского. 28.11.1915, Мариинкий т-р, благотворит, спектакль в
    одном акте, сцен. и балетм. М. М. Фокин, худ. М. П. Бобышев: Франческа -
    Л. Н. Егорова. Паоло - П. Н. Владимиров. 26.3.1959, Ленингр. Малый т-р,
    сценич. композиция К. Ф. Боярского н 3 частях, балетм. Боярский, худ. Т.
    Г. Бруьи, дир. С. А. Прохоров; Франческа-М. П. Мазун, В. М. Станкевич,
    Паоло - А. С. Хамзин, В. С. Зимин. Джотто - Л. П. Варичекко (затем В. Н.
    Ермолаев). 5.10.1960, Т-р им. Станиславского и Пемировича-Данчгнко,
    сцен. А. В. Чи-чинадзс. В. С. Фидлер, балетм. Чичинадзе, худ. А. Ф.
    Лушин, дир. В. А. Эдельман; Франческа-Э. Е. Власова. Псюло-М. И. Салоп.
    Джотто-В. В. Чигирёв. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров):
    Саратов (1962, Чигирёв), Горький (1962, Л. А. Се-ребровская). Воронеж
    (1965, К. A. My.i.-iep), Свердловск (1965, Чичинадзе), Куйбышев (1966,
    Н. В. Данилова) Пермь (1971, Н. С. Маркарьянц), Челябинск (1975, Л. Н.
    Флегматов), Моск. классич. балет (1973, Ю. Т. Жданов); Новосибирск
    (1989, Н. В. Соковиков, А. В. Бердышев, под назв. "Моя Франческа").
     2) В 3 актах. Комп. Б. В. Асафьев, сцен. С. А. Ценин. 14.2.1947, Т-р
    им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. С. Холфин. худ. Б.
    И. Волков, дир. Эдельман; Франческа - М. С. Сорокина, Паоло - С. А.
    Павлов. Джотто - А. А. Клейн. Аль-фио - Чичинадзе, CMCpaJ ьдина - Л.
    Якунина. Э. Н. Рогова.
     ФРЕДЕРИК [наст. имя и фам. Пьер Фредерик Малавернь (Маловернь)]
    (1810-72, Петербург), франц. артист, педагог, балетмейстер. С 1S31
    работал в России. Дебютировал в Петербурге в балете "Зефир и Флора"
    (1832, балетм. Ш. Дидло) и неск. лет был ведущим исполнителем классич. и
    полухарактерных партий: Дон Карлос ("Дон Жуан, или Поражённый
    безбожник", 1832, балетм. А. Блаш), Джеймс
     ("Сильфида", 1835, балетм. А. Титюс), Феб ("Эсмеральда", 1848,
    балетм. Ж. Перро). Работал вторым балетмейстером, пост. балет "Пери" Ф.
    Бургмюллера (1844, по Ж. Коралли), "Пахита" (1847, совм. с М. И.
    Петипа). Преподавал в петерб. балетной школе; ученики: Л. И. Иванов, А.
    Н. Кеммерер, M. H. Муравьёва. В 1844-51 (периодически), в 1858-60 и с
    1864 (постоянно) работал в Москве, выступал, преподавал в старших
    классах балетной школы, перенёс на сцену Большого т-ра балеты: "Пери"
    (1844), "Мраморная красавица" Ц. Пуни (1851, по А. Сен-Леону), "Корсар"
    (1858, по Ж. Мазилье и Ж. Перро), "Валахская невеста" Грациани и
    Матеоцци, "Василиск" Грациани (оба 1867, по Сен-Леону).
     Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т.
    1, Л., 1938; Красовская В.М., Рус. балетный т-р от возникновения до сер.
    XIX в., Л.-М., 1958; Петров О., Рус. балетная критика кон. XVIII -
    первой пол. XIX в., М., 1982. В. А. Кулаков.
     ФРОЛОВА Татьяна Александровна (р. 7.10.1965, Ашхабад), артистка. По
    окончании Воронежского хореогр. уч-ща (педагог Н. Г. Валитова) с 1984 в
    Воронежском т-ре. Партии: Жизель, Китри; Шехеразада ("Тысяча и одна
    ночь"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Навсикая
    ("Одиссея"), Редисочка ("Чиполлино"), Фригия; Кон-читта ("Авось"), Маша
    ("Щелкунчик"), Лада ("Иван Грозный"). Танец Ф. отличается изяществом
    формы, лёгким прыжком, ей присущи врождённая музыкальность, артистизм.
    Лауреат Междунар. конкурса артистов балета в Японии (1987). Н. М.
    Садовская.
     ФРОМАН Маргарита Петровна (8.11.1890, Москва - 24.3.1970, Бостон),
    артистка, балетмейстер, педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща
    (педагог В. Д. Тихомиров) в 1909-21 в Большом т-ре. Партии: Китри,
    Сванильда, фея Сирени. Выступала на конц. эстраде с М. М. Мордкиным. В
    1914 с труппой Русский балет
     Дягилева гастролировала в Зап. Европе и США; выступала с В. Ф.
    Нижинским в балетах, пост. М. М. Фокиным: "Видение розы", "Сильфиды". В
    1916-17 выступала в США с сольным турне, в т. ч. в "Метрополитен-опера".
    В 1921 переехала в Югославию. Была балетм. и солисткой Нац. т-ра в
    Загребе. Вместе со своим братом Максом организовала здесь балетную
    школу. В 1927-80 работала в Белграде, затем снова в Загребе (до 1956).
    Ставила балеты югосл. композиторов ("Пряничное сердце" К. Ба-рановича,
    1924; "Охридская легенда" С. Христича, 1947), а также балеты рус.
    классич. наследия ("Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Раймонда",
    "Конёк-Горбунок") и из репертуара труппы Дягилева балеты Фокина
    ("Шехеразада", "Половецкие пляски", "Петрушка", "Карнавал") и Б. Ф.
    Нижинской ("Свадебка"). С 1950 жила в США. Вела преподавательскую работу
    (директор Ин-та музыки в Вилимантике, шт. Калифорния). Ученики: М.
    Славенска, А. Ройе. Снялась в фильме-балете "Азиадэ" (1918, с
    Мордкиным).
     Лит.: Йованович М.,Не забывайте Маргариту Фроман, "СБ", 1991, № 6;
<< [111..] [121..] [131..] 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 [151..] [161..] [171..] >> 
.








TopList Rambler's Top100
&copy 2005-2011 Biglib. Предложения на
   Все произведения предоставлены для ознакомления!